ГЛАВНАЯ РЕЗЮМЕ СТАТЬИ ГОСТЕВАЯ НАПИСАТЬ МНЕ

ОРУДИЯ ТРУДА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

В Петербурге открылся первый в мире Музей Инструмента, насчитывающий 2000 экспонатов.

Топор, которым Петр Первый прорубил окно в Европу, возможно находится здесь, на Новгородской улице, 13. Во всяком случае, сотрудники единственного в мире Музея Инструмента, который на днях открылся в Петербурге, не исключают, что тот самый исторический топор находится у них на стенде столярного инструмента 18-го века, тем более, что многие экспонаты этого уникального музея являются ровесниками города.

Немало диковинных вещиц нашло свой приют на стендах Музея Инструмента, который разместился в торгово-выставочном зале создателя и учредителя музея компании "Проммашинструмент". Каждый экспонат, находящийся здесь, это либо чья-то фамильная реликвия, которая еще хранит теплоту рук мастера, либо предмет ушедшей эпохи, несущий на себе яркий отпечаток своего времени. А ведь все эти ремесленные орудия, которыми за прошедшие века создан, думается, не один шедевр, могла бы постичь участь Оловянного солдатика. Большинство из них попросту бы переплавили и продали за рубеж в виде бездушных бесформенных болванок металла. К сожалению, люди, занимающиеся "железным бизнесом", именно так и поступают со всем, что встречается на их пути, будь то дырявая алюминиевая посуда или редчайшие инструменты, найденные ими в полуразрушенных корпусах заброшенных фабрик и заводов. Чтобы подобные вещи не происходили с потенциальными музейными экспонатами, Любовь Федотовна Кириллова (зам. генерального директора "Санкт-Петербургского Музея Инструмента") призывает обладателей старых инструментов к сотрудничеству с музеем. Что-то музей готов выкупить, что-то с удовольствием примет в дар. А для коллекционеров здесь создан специальный обменный фонд.

Что же касается крупных предприятий, то их, наверняка, заинтересует акция под названием "Войди в историю". Теперь директора могут отправить свое старое оборудование не на свалку, а в музей, вписав, таким образом, свои имена в промышленную историю России. В перспективе у музея еще более грандиозные планы. Они намерены искать предприятия, созданные более века назад, а ныне поросшие бурьяном, которые могли бы стать филиалами музея, способными хранить очень крупные экспонаты. А точнее, уже не музея, а научного музейно-технического центра. Переоценить создание такого центра невозможно. Ведь сегодня, когда экспозиции при небольших предприятиях прекратили свое существование, людям просто неоткуда узнать что-либо из истории техники. Словом, планов у создателей Музея Инструмента - громадье, а пока давайте заглянем на существующую экспозицию, поскольку не терпится рассказать об уникальных вещицах, хранящихся здесь.

Стенды музея зрелище поистине захватывающее, но оживать экспонаты начинают лишь тогда, когда в их забытый мир нас вводит хранитель музея, старейшина инструментальщиков и, между прочим, продолжатель династии механиков, Леострин Алексей Федорович. Каждая вещь в его руках буквально оживает.
Гордость музея - рубанок-шпунтубель известной английской марки STANLEY. Этот раритетный экспонат из черного дерева, относящийся ко второй половине XIX века, является прообразом современного фрезерного станка по дереву. С помощью большого набора ножей (48 штук) рубанком можно изготавливать профили самой различной формы, что и продемонстрировал Алексей Федорович. Кстати, подобных инструментов в Европе всего два.

Из инструментов минувшего, XX века, самой интересной вещицей, характеризующей как нельзя лучше ушедшую эпоху, мне показалась линейка "Два метра", специально выпущенная в 1942-м году для саперов. Сделана она из легкого алюминиевого сплава, удобно складывается. На ее шкале, кроме обычных сантиметров нанесены и особые данные, необходимые для строительства оборонительных сооружений. Например, на линейке указаны ширина гусеницы танка Т-70, танка Т-34, танка Ворошилова. Среди прочих отметок можно найти ширину отечественных железнодорожных путей и ширину немецких. Эти данные, по всей видимости, были необходимы для того, чтобы вести подрывные работы в тылу врага. Указаны на линейке и более специфические величины. В частности, технические характеристики пулемета "Максим". На обратной стороне "инструмента подрывника" - уникальная справочная таблица. Здесь описывается подробнейшим образом, как вести подрывные работы. В частности, как рассчитывать электродетонаторы, сколько взрывчатого вещества необходимо для того, чтобы подорвать орудия, разрушить то или иное сооружение. Например, дается подробное описание под какую опору моста и сколько нужно положить взрывчатки, чтобы от него ничего не осталось. Есть на этой линейке и другие данные: как усилить пуленепробиваемость тех или иных покрытий, как делать ледяные дороги, какая толщина льда должна быть для того, чтобы по нему прошла конница, гусеничная техника, рота солдат и т.д. Помимо специфических подсказок есть и обычные "школьные" формулы для различных расчетов.

По словам Алексея Федоровича в процессе своего развития самые значительные изменения претерпела дрель. В коллекции музея их немало. Например, ровесницы американская "дриль" и советская "электросверлилка", выпущенная в Харькове в 30-е годы. Такое странное название ей дали, по сути, из вредности - презирали тогда рабочие буржуйское словечко "дрель". Примостилась тут и более древняя американская модель, которая работает по принципу детского волчка. Рукоятка поднимается до упора вверх, а затем опускается вниз, что позволяет механизму крутить сверло. Очень интересная модель - угловая дрель фирмы "Сименс". Сейчас такие уже не выпускают. Дело в том, что корпус у нее из алюминия, и мастера нередко было током. Венчает коллекцию дрелей уникальная модель с цепным приводом, созданным по принципу велосипеда.

Странное ощущение рождает в душе гибрид прялки и бормашины. Б-р-р, прямо мурашки по коже: к деревянной резной стойке с ножной педалью приделан привод от бормашины. Педаль вращает большое деревянное колесо, а оно, непонятным для меня образом, приводит в движение сверло. Лечить зубы на такой скорости - развлечение разве что для садиста. Однако все гости музея вздохнули с облегчением, когда выяснилось, что это приспособление ни что иное, как гравировальный инструмент.
Продемонстрировал Алексей Федорович посетителям и четыре различных станка для оправки бритв. Незаменимый, как выяснилось, инструмент был на войне. А сейчас ни один молодой человек, наверное, не догадается, что это за странная конструкция с кожаными ремешками.

Еще один отголосок войны находим мы в инструменте под названием "толщиномер". Пределы его измерений от нуля до двадцати миллиметров, цена деления - 0,1 мм. Изготовлен он был в блокадном Ленинграде производственными мастерскими детского дома є57, который во время войны располагался на проспекте Динамо. Этот инструмент, по словам сотрудников музея, немое свидетельство удивительного мужества и терпения ленинградцев, даже самые юные из которых не прекращали трудиться в страшные блокадные годы.

Следующий уникальный экспонат музея из коллекции измерительного инструмента - английский аршин конца XIX века, изготовленный из пальмового дерева. Внешне он очень похож на складной метр, но имеет более сложный и точный механизм складывания в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Невероятно, но факт: при помощи этого инструмента можно даже перенести угол без транспортира. Инструмент создавался специально для России, свидетельством чему служит измерительная шкала в вершках, долях аршина. Известно, что русский аршин вмещал в себя 71 см, а вершок - 4, 4 см.

Об инструментах, представленных в одноименном музее, можно рассказывать еще очень долго. Чего только стоит шведский микрометр, похожий на миниатюрную швейную машинку, который способен измерять как абсолютные величины, так и относительные. Или электрические ножницы, изготовленные трудовыми мастерскими НКВД им. Дзержинского. Каждый экспонат здесь - частичка мозаики прошлого, и это надо видеть собственными глазами. Кстати, не только видеть. Экспонаты находятся не за стеклом, их можно повертеть в руках, а при желании и попробовать в деле. Кстати сказать, здесь уже проводятся открытые уроки труда и бесплатные групповые экскурсии для школьников.

Ознакомившись с экспозицией, невольно задаешься вопросом, как все эти "праотцы" современного инструмента попали в коллекцию музея, находящегося при торговом центре, стенды которого изобилуют передовым, современным инструментом. Как выяснилось, первые экземпляры коллекции появились еще в декабре 1999 года, когда компания проводила новогоднюю акцию "С новым инструментом - в новый век!". Тогда людям представилась редкая возможность поменять свой старый инструмент на его современный аналог без какой-либо доплаты. Далее экспозиция росла уже благодаря коллекционерам. К работе над пополнением музея подключились "идейные" люди. В частности, Михаил Воробьев, консультант киностудии Ленфильма, в ведоме которого было создание техники и различных приспособлений для исторических фильмов. Этот человек - уникальный специалист по гужевому транспорту, по шорному делу, по механике. Он не только пополнял коллекцию нового музея, но и помогал определить возраст экспонатов и разобраться, для чего использовался тот или иной инструмент сложной конструкции.

А главный хранитель карет государственного музея-заповедника "Царское Село" Ирина Бредихина помогла определить назначение каретных ключей, представленных в коллекции музея. Эти люди сослужили очень добрую службу музею, поскольку исторические факультеты наших вузов, к сожалению, не готовят специалистов для научно-технических музеев. Поэтому информацию приходится собирать буквально по крупицам. Как правило, пролить свет на назначение старинного инструмента могут только люди увлеченные, которые занимаются этим по призванию, либо высококлассные инженеры.

Коллекционер Валерий Исаков, который преподнес музею огромный верстак XIX века и множество других любопытных предметов, отметил на церемонии открытия музея, что его создание имеет как огромную историческую ценность, так и большое воспитательное значение. И здесь из его уст очень уместно, на мой взгляд, прозвучали слова академика Ивана Петровича Павлова, который сказал, что благодаря коллекционированию у человека вырабатывается инстинкт цели.

 


ГЛАВНАЯ
РЕЗЮМЕ ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ ГОСТЕВАЯ НАПИСАТЬ МНЕ

 

 

 

Hosted by uCoz