ГЛАВНАЯ РЕЗЮМЕ СТАТЬИ ГОСТЕВАЯ НАПИСАТЬ МНЕ

 

КАК МОНАХОВ ИСПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС


Мне довелось бывать на разных судебных заседаниях, но тяжба, на которой я присутствовала нынче в карельском городке Сортавала, просто потрясла меня. Бесподобный святой Валаам, чудо света, созданное монахами, неземной образ святости, возвышенности и благородства, до сей поры живший в моей душе, стал таять как утренний туман с каждой минутой судебного заседания. Теперь за красивыми фасадами монастыря в моем представлении вырисовывались совсем другие люди – расчетливые, жесткие, мстительные. Одним словом, дельцы в ритуальных одеждах, которые на протяжении десяти лет методично выдавливают с острова всех «чужаков», дабы распространить свое единоличное влияние на эту жемчужину мирового туризма.
Но чтобы уважаемый читатель не подумал, что это слишком смелый и поспешный вывод, обратимся к фактам и свидетельствам очевидцев, которые сыпались на меня в эти дни, как из рога изобилия.
Итак, все по-порядку. Суть рассматриваемого дела заключалась в следующем: монастырь требовал в судебном порядке выселить семью, состоящую из четырех человек (Филиппа и Людмилы Мускевич, а также двух их несовершеннолетних дочерей) из занимаемой ими квартиры, что расположена в Трапезном корпусе Воскресенского скита на острове Валаам. А куда выселить? Да, собственно говоря, в никуда... Ведь никакого иного жилья у этой семьи нет. Чем они провинились перед монастырем? Да, собственно говоря, ничем. Попали, по мирским понятиям, под передел собственности.


«ЯБЛОКО РАЗДОРА»...

А дело было так... Валаамский монастырь прекратил свое существование сразу после революции. После войны здесь располагался интернат для инвалидов, а в 80-х годах, когда Советский Союз захлестнула волна «окультуривания», тут был создан Валаамский историко-природный музей-заповедник. Вот в него-то по велению души и сердца прибыл работать в 89-ом году Филипп Мускевич, выпускник Ленинградской лесотехнической академии. Обжившись, он перевез на остров семью из ставшей не очень дружелюбной Эстонии. Местная администрация – поссовет, убедившись, что Мускевичи выписались из эстонской квартиры, выделил им постоянное жилье - две комнаты в бывшей трапезной, подкрепив это решение соответствующим ордером на жилье.

Откуда было знать тогда главе семьи, что спустя три года тогдашний Президент России Борис Ельцин распорядится своим указом отдать остров Валаам монахам? Не мог он знать и того, что старо-новые хозяева распустят за ненадобностью и Музей-заповедник, в котором нашел работу молодой специалист и многие другие новоселы-валаамцы.

А жизнь тем временем продолжалась, и люди, живущие здесь, адаптировались к новым реалиям, вписались в социальную среду, и стали как ни в чем не бывало жить и работать на острове. Супруга Филиппа во время работы Музея была главным бухгалтером в нем, сейчас продает туристам поделки у пристани, которые лепит муж.. Кто-то открыл магазинчик, кто-то держит катерок для туристов, кто-то такси. Две семьи имеют фермерские хозяйства. Практически все мужчины острова рыбачат, а многие женщины пекут для туристов домашние пирожки в настоящих русских печах. Остальным нашлась работа при лесхозе, метеостанции, детском саду, школе, пожарной части, дирекции, милиции и больницы. Словом, все оказались при деле. В этой связи тем боле не понятно, почему монастырь так усердствует все эти годы в выселении местных жителей с насиженного места. Неужто так сильно мешают они святым людям?

Руководство монастыря, похоже, считает, что народ и монахи – две взаимоисключающие друг друга части. А потому и уперлось: наша, мол, теперь территория, вот и смиритесь с тем, что ордера были выданы незаконно и отправляйтесь отсюда, куда глаза глядят. А мы, так и быть, бесплатно перевезем ваши пожитки, куда скажете.

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО...
Сначала руководство монастыря «глаголом жгло сердца мирян», предлагая жителям по-хорошему освободить от своего присутствия остров. Но люди не спешили уходить в никуда. И тогда начались дела. Да такие дела, которые совершать святым людям вовсе не пристало. При монастыре была создана служба под вызывающим недобрые ассоциации названием СЭНТ (служба эксплуатации недвижимости).

С одобрения игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, архимандрита Панкратия людей стали самыми разными способами вытеснять с насиженных мест. К сожалению, не было среди этих методов только терпения и смирения. А вот средневекового мракобесия – хоть отбавляй.

Первой жертвой оказался Андрей Сафрин. Когда он выехал по делам в Петербург, по указанию СЭНТы его квартира была взломана, и вещи выброшены на улицу. Сафрин до закрытия музея работал в нем комендантом. Он был человеком разносторонним, изучал разные религии. Коллекция научных трудов, всю жизнь собираемая Сафиным, была приговорена сотрудниками СЕНТы к сожжению. Филипп Мускевич стал свидетелем этой огненной расправы над имуществом односельчанина. Вернувшийся к разоренному «гнезду» Сафрин как-то сразу психологически сломался, запил и умер.

Квартира Андрея Данилова также была взломана и захвачена. И это не смотря на все его заслуги перед святыней»! Будучи инженером по эксплуатации памятников истории и культуры, Данилов проделал титанический труд по сохранению главного Собора, который из-за отсутствия вентиляции медленно, но верно разрушался. Его стараниями были приобретены и установлены все необходимые приборы, по которым можно было определять температурно-влажностной режим в соборе и вести его правильную вентиляцию. С закрытием Музея этой работой снова никто не занимается, из-за чего и гибнут фрески, как на стенах Собора, так и в Никольском храме. Благо еще, что успел до своего увольнения Данилов обнаружить и прочистить старинную систему отвода грунтовых вод из подвала. Кроме того, мастер занимался и консервацией других объектов музея (келейный домик на Предтеченском скиту, скит Всех Святых, храм Александра Свирского на Святом острове и т.д.). До сих пор ему никто не компенсировал никаких убытков и не выделил взамен утраченного ни жилья ни компенсации.

Точно так же главный специалист СЭНТы госпожа Сафронова, действуя в интересах Валаамского монастыря, взяла на себя ответственность за разрушение и захват квартиры Т.Л. Шевелевой осенью 2001 года, когда хозяйка жилья выехала в командировку в Санкт-Петербург. (Татьяна Львовна – член Союза журналистов, известный рериховед, работала на Валааме директором Дома культуры). Сейчас она пенсионерка, и боится покинуть остров даже на пару дней, чтобы съездить погостить к детям. Поскольку отлучки с острова для монастырских чиновников давно уже стали поводом к захвату жилья. Логика железная: раз не живешь здесь, значит, квартира тебе не нужна.

Но это не единственный способ вытравливания местного населения с острова. Есть у СЕНТы еще один, более изощренный метод давления, способный выбить почву из-под ног даже у тех, кто ведет себя примерно, то есть никуда не выезжает с Валаама. СЭНТ принципиально не выдает жителям никакие справки (формы Ь7, Ь9), необходимые для обмена или получения российского паспорта. Жители обращались за ними в паспортный стол отделения милиции города Сортавала, к которому юридически относится остров Валаам. Но сотрудники оного лишь руками развели в ответ – вся паспортная картотека валаамцев была ими передана на остров, непосредственно в СЕНТ. И это очень странно, поскольку на самом Валааме нет государственной паспортной службы, а такие важные документы должны храниться только в ней и нигде более.

Что касается семьи Мускевич, то и они оказались в «документной западне»: старшей дочери Филиппа и Людмилы исполняется 16 лет, младшей – 15 лет. Если государство никак не проявит себя в этой ситуации, то девочки так и не получат российских паспортов, а, значит, автоматически попадут в разряд бомжей.

Вообще, местные жители не на шутку обеспокоены своей судьбой. Монастырь, восстанавливая свои былые традиции, стремится утянуть их за собой в позапрошлый век, в самое что ни на есть крепостничество. У людей перестали принимать квартирную плату, дабы увесистей были монастырские доводы в суде, мол, они еще и за жилье платить не хотят. Человеку невозможно выбить в монастырской канцелярии никакую справку. В больнице, которая кстати числится на балансе Российской Академии Медицинских Наук давно уже вместо лекарств при обращении туда выдают молитвенник, причащают и готовят не бояться смерти. Единственную поселковую школу, которая, находясь на балансе государства, влачит полунищенское существование, монахи готовы взять под свое крылышко. Правда, с одним условием - переделав ее в Воскресную.

Однако широкой же общественности эта проблема преподносится совершенно в ином свете. Читаю отрывок из материала, расположенного на официальном сайте Валаамского монастыря: «Патриаршая Программа по комплексному возрождению Спасо-Преображенского Валаамского мужского ставропигиального монастыря осуществляется с 2000 года и рассчитана до 2002 года. Программой предусмотрено строительство жилых благоустроенных домов на материке для добровольного переселения из монастырских помещений мирян проживающих на острове Валаам, восстановление на старых фундаментах двух зданий: Каменного домика и приюта (богадельни монастыря) для немощных и престарелых жителей острова». Удивительное лицемерие, не правда ли?

Словом, не мытьем, так катаньем, администрация монастыря душит все ростки светской нерелигиозной жизни на острове. Это и понятно. Каждая пядь этой земли подминается под единоличный контроль «Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря», а доход от паломнического и туристического бизнеса должен быть сосредоточен в руках одного хозяина. Это прекрасно понимают и жители, но они-то чем виноваты. «Я не понимаю одного, почему церкви были переданы строения, в которых на тот момент проживали люди? - Говорит в сердцах Филипп. - Если мы пустое место для святых людей, скинули бы тогда на остров нейтронную бомбу, чтобы умертвить сначала все живое, а потом делали бы с ним, что душе угодно».

А ИХ ЛИ ОСТРОВ?
В процессе судебных разбирательств адвокат ответчика Татьяна Пахомовна Иванцова, представитель Санкт-Петербургской Адвокатской коллегии Нарышкиных доказала не только то, что Филипп Мускевич со своей семьей имеет право проживать по месту своей регистрации на острове Валаам, но и то, что остров Валаам находится в Федеральной собственности России, а значит не принадлежит монастырю.

Судите сами. Представитель монастыря полагает, что документами, подтверждающими его право собственности на спорное жилье являются Постановление Верховного Совета Карельской АССР от 19 апреля 1991 года и Постановление Совета министров Карельской АССР от 21 июля 1993г., утвердившие акт передачи Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры на острове Валаам. Однако, эти документы в части передачи объектов Федеральной собственности в собственность монастыря являются ничтожными, поскольку в России еще никто не отменял верховенство Федеральных законов над законами субъектов Федерации.

А федеральные законы гласят следующее. Согласно статье 34 закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры, зоны охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения устанавливаются соответственно Советами министров автономных республик и местными советами по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятником, истории и культуры.

27 декабря 1991 года Верховный совет РФ своим постановлением Ь 3020-1 определил, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к этому постановлению, не зависимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В Приложении 1 к этому постановлению определено, что объекты историко-культурного и природного наследия, расположенные на территории РФ, относятся исключительно к федеральной собственности.

Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года Ь 114-рп запрещено включение в перечни объектов, передаваемых в госсобственность республик в составе Российской Федерации, объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения отнесен Валаамский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, расположенный в городе Сортавала, острова Валаамского архипелага.

Постановлением правительства РФ утверждено Положение от 30.06.2001 года Ь 490 о передаче религиозным организациям, находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения. Согласно этому документу имущество религиозного назначения, которое в соответствии с законодательством РФ не подлежит отчуждению из федеральной собственности, может быть передано религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования этой организации, а также может быть предоставлено ей в совместное с иными организациями использование. Передача религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры федерального значения, осуществляется Министерством имущественных отношений РФ по согласованию с Министерством культуры РФ. В настоящее время такая передача имущества от государства религиозной организации – монастырю не производилась.

СУД ДА ДЕЛО...
Итак, судебное заседание завершено. Судья приняла решение отказать в иске Валаамскому монастырю, на том основании, что семья Мускевич «на момент передачи в собственность острова Валаамскому монастырю постоянно проживала в данном жилом помещении». Спасибо Сортавальскому суду, что не дали выкинуть людей на улицу...

К сожалению, суд не решился признать монастырь ненадлежащим истцом. А жаль! От ответа можно уйти, но вопрос-то останется! А вопросов осталось немало, и хотелось бы их задать правительству Российской Федерации. В чьих руках сегодня находятся судьбы нескольких сотен жителей Валаама? Будут ли их цивилизованно расселять или так и будут грубо выселять? А если расселение все же необходимо, хотя бы для того, чтобы не обострять ситуацию до гражданской войны на отдельно взятом острове, то кто его будет производить: Российская Федерация, Карелия, местная администрация или монастырь? И, наконец, намеревается ли государство принимать хоть какое-то участие в управлении на острове или этот вопрос целиком и полностью отдан на откуп СЭНТы?

P.S.
После судебного заседания к Филиппу Мускевичу подошел представитель Монастыря и заявил, что коль скоро ему с семьей все равно не будет спокойной жизни на Валааме, монастырь в ближайшие же дни подберет им вариант квартиры для переселения в город Сортавала. Прошла уж не одна неделя, а воз и ныне там...

Маша Кроткая
Сортавала -Санкт-Петербург

Выходит, квартирный вопрос испортил не только людей, но и святых людей, монахов

 

 


ГЛАВНАЯ
РЕЗЮМЕ ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ ГОСТЕВАЯ НАПИСАТЬ МНЕ

 

 

 

Hosted by uCoz